Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Премия в области финансов «Финансовая элита России»


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Страховой надзор, Динамика рынка, Регулирование, Кризис и страхование, Банкострахование
Антикризисное регулирование – осторожность, осмотрительность, взвешенность
Смирнов Илья Владимирович
И.о. директора департамента страхового рынка Банка России
страхование сегодняКак Банк России оценивает итоги первого полугодия 2022 года на страховом рынке и какие действия в области его регулирования планируются на ближайшее время?

По итогам I полугодия 2022 года мы видим незначительное снижение объемов собранных страховых премий (-4%), причем по различным видам страхования динамика получилась достаточно разнонаправленной.

Вследствие снижения кредитования произошло падение кредитного страхования жизни и страхования от несчастных случаев. По вполне объективным причинам снизилось также и инвестиционное страхование жизни: причины – во-первых, это высокий уровень ставки, вызвавший переток средств в депозиты, во-вторых, это сложность структурирования новых продуктов. Но страховщики смогли достаточно эффективно перестроиться – выросло накопительное страхование жизни, почти компенсировавшее упомянутое снижение в ИСЖ.

В имущественном страховании и ДМС мы видим некоторое улучшение в части сбора премий. Частично это связано с происходящими инфляционными процессами, повлиявшими на рост стоимости страхования: в автомобильном страховании это было вызвано подорожанием автомобилей и запчастей для их ремонта, а в ДМС – повышением цен на медицинские услуги.

Вместе с ростом объемов собранных премий выросли и производимые страховые выплаты, в первую очередь, по НСЖ, а также по автострахованию и ДМС. Финансовый результат по первому полугодию в целом для рынка был положительным, но размер прибыли значительно снизился. По очевидным причинам, это результат убытков в инвестиционной сфере.

С учетом наблюдаемого сейчас состояния рынка, самое важное – как будет происходить снятие регуляторных послаблений для страховщиков. Этот процесс будет достаточно сильно растянут во времени. То, что я сейчас скажу – это не финальное решение Банка России, а некоторое наше видение по итогам 2-го квартала 2022 г., по итогам 3-го оно, возможно, будет скорректировано. В первую очередь мы видим необходимость снятия послаблений в части фиксации курсов, процентных ставок, кривых доходностей и переоценки всего баланса по рыночной стоимости. Это необходимо, в том числе, для того чтобы нормально, на сопоставимой основе представлять себе, что происходит во всех страховых компаниях. Важно учитывать, что оценка ряда активов (в том числе «зависших» в иностранных организациях) по рынку сейчас затруднена – это то, что я бы назвал «замороженными активами». Мы понимаем, что одномоментное тотальное списание таких активов будет очень сильным шоком для компаний, это было бы неправильно. Такое списание будет происходить, но его существенно растянут во времени (на длительный срок – более 2 лет). Мы надеемся, что по некоторой части активов, платежи по которым зависают в иностранных клиринговых центрах, их российские эмитенты смогут перестроиться и начать платить внутри страны, в том числе в рублях. Соответственно, это приведет к некоторому снижению нагрузки на капитал страховщиков и объективному улучшению ситуации. При этом по еврооблигациям российских или квазироссийских эмитентов для регулирования использовались рейтинги иностранных рейтинговых агентств, которые в настоящее время получить сложно, и они не в полной мере отражают объективную финансовую устойчивость этих компаний. Поэтому для поддержания рынка мы, скорее всего, будем учитывать кредитный рейтинг российской материнской компании.

С точки зрения оценки шоков - в переходный период мы делали некоторые послабления, говоря, что шоки будут вступать в силу с некоторой задержкой. Сейчас действует некое минимальное значение шоков, их мы будем увеличивать постепенно, а не так резко, как это предполагает текст нормативного акта.

Законопроект относительно Solvenсy II предполагает существенное изменение практик регулирования в системе управления рисками страховщиков. Если закон будет принят, то мы, естественно, будем двигаться в этом направлении. Мы обсуждаем - и внутри ЦБ, и с Минфином – что, возможно, такое развитое регулирование системы управления рисками позволит отказаться от очередного этапа повышения уставных капиталов (которое было запланировано на 1 января 2023 года, а сейчас перенесено на 1 января 2024 года).

Законопроект по долевому страхованию жизни, в разработке которого мы активно участвовали и который мы поддерживаем, ожидают некоторые корректировки. У нас будут предложения по изменению ряда формулировок в этом законе, в основном направленные на дополнительную защиту клиента. Обращаю внимание, что те ПИФы, о которых идет речь в проекте закона, предназначены для неквалифицированных инвесторов, и вводить дополнительные ограничения было бы излишне консервативно.

К нам поступают запросы в части раскрытия информации по страховым компаниям. Мы считаем, что финансовую информацию по компаниям раскрывать надо, но достаточно осторожно, с тем чтобы минимизировать возможные негативные последствия такого раскрытия. Поэтому некоторое восстановление требований по раскрытию информации происходить, видимо, будет. Мы понимаем потребность рынка в наличии финансовых данных, но при этом сказать, что мы готовы к публикации отчетности целиком – это, наверное, излишне оптимистично, в том числе потому, что такая информация может быть использована против нас. Так что мы достаточно консервативно посмотрим на то, что раскрывать, а что нет, с учетом оценки тех рисков, которые будут возникать при раскрытии каждого дополнительного показателя. Но при этом, повторюсь, что в целом мы смотрим на это скорее позитивно. Цифры нужны, информация нужна, отсутствие информации затрудняет работу как самих страховщиков, так и действия страхователей по выбору страховщиков.

И последнее. Я не знаю, правильнее назвать это дополнительной мерой поддержки или направлением стратегического развития. Вступающее в силу Положение № 781-П содержит достаточно консервативные оценки, применяемые при расчете страховых резервов. И мы будем стремиться в дальнейшем этот консерватизм несколько снизить. Например, сейчас предусмотрена неотрицательность резерва премий, а в дальнейшем мы будем эту, достаточно грубую, оценку изменять на более точную оценку рисков расторжения договоров.

Финальную оценку того, как мы будем осуществлять первый этап снятия послаблений, мы озвучим примерно в середине ноября, а второй этап – по итогам первого квартала 2024 года, в зависимости от того, какими будут резервы и достаточность капитала.

До сих пор в банковском страховании, в ипотечном страховании, да и в других видах розничного страхования мы, к сожалению, видели практики, когда те страховые продукты, которые продаются клиентам, в ряде случаев не имеют реальной клиентской ценности. Те риски, от которых они страхуют, никогда не реализуются (условно говоря, предлагается страховка мобильного телефона от падения метеорита), либо страхуемый риск уже и так покрыт кем-либо, например, производителем того же самого мобильного телефона. Что мы в этой части будем делать – это вводить требования к страховым продуктам, у продукта должна быть своя ценность. В ряде случаев страховщики, понимая, что введение требований регулятора приведет к появлению у них на балансе реальных рисков, будут реагировать повышением тарифов. Думаю, это все равно будет справедливо по отношению к физическим лицам, которые теперь будут получать стоящий страховой продукт. И это не снимает с них ответственности за понимание того, что за продукты они покупают. А параллельно с этим мы будем также развивать систему раскрытия информации. Информация должна излагаться понятным и простым языком, чтобы граждане знали о своих правах, а также понимали особенности страховых продуктов и подходили взвешенно и разумно к их выбору и приобретению.


2 декабря 2022 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Динамика рынка, Регулирование, Кризис и страхование, Банкострахование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: